Язык собачьего тела.
Разговор о выражении собачьих эмоций уместнее всего начать с хвоста. Все мы с детства знаем: если собачка, завидев человека, начинает вилять хвостом, значит, она дружелюбная и кусаться не станет. Отчасти это верно. Но не всегда. Дело в том, что в основании хвоста у собак находятся железы, выделяющие индивидуальный запах животного. Размахивая хвостом, пёс распространяет свой запах. Возможно для того, чтобы вы, учуяв, обратили на него внимание и поиграли с ним. Но быть может и для того, чтобы подчеркнуть отсутствие страха. Если пёс рычит, скалит зубы и при этом размеренно помахивает хвостом, значит он абсолютно уверен в своём превосходстве над соперником. Зато поджатый хвост всегда свидетельствует о том, что собака напугана. Она прячет свой запах и не хочет привлекать к себе внимания. Впрочем, даже испуганная собака вполне может цапнуть прохожего исподтишка.
А вот рычание, лай и оскал зубов не всегда свидетельствуют об агрессии. Всё это собака может быть приглашением к игре. Помочь разобраться, что у пса на уме, помогут уголки его губ. Если они оттянуты назад, превращая оскал в некое подобие улыбки, значит, собака вовсе не угрожает, а дурачится, приглашает побороться и поиграть.
Дополнительными знаками расположения будут стоящие торчком уши, открытый взгляд, шерсть, которая не дыбиться и лежит ровно.
Ещё игривая собака любит припадать на передние лапы, потому что из такого положения ей особенно удобно отпрыгивать в сторону, уклоняясь от шуточного выпада товарища по игре. Но если пёс твёрдо стоит на лапах, смотрит исподлобья, прижимает уши и дыбит на загривке шерсть, значит, шутить он не собирается. Скалится он тоже совсем не так как в игре. Уголки губ наоборот сдвигаются вперёд, придавая «боевому оскалу» особенно зловещее выражение.
Если собака переворачивается на спину, значит, она признаёт своё поражение. Это поза покорности. Так у них принято: сдаться на милость победителя, подставить его зубам незащищённые живот и горло, как бы говоря ему: «Делай со мной, что хочешь». Но долгая жизнь рядом с человеком обогатила собачий язык. Теперь пес, лежащий на спине, скорее всего, лишь просит, чтобы ему почесали животик.