17 февраля 2011 г. члены Общественного Совета, созданного при Департаменте ЖКХ и Б правительства Москвы, высказали резкое осуждение предлагаемому решению Департамента о безвозвратном отлове всех бездомных животных г. Москвы и последующему их вывозу за пределы Москвы и Московской области. Такая формулировка была внесена аппаратом Департамента в лице вице-мэра В.В. Бирюкова в текст Постановления Правительства Москвы №819 –ПП от 01.10.2002 г., впервые утвердившего в столице гуманные методы решения проблемы бездомных животных вместо традиционного для российских городов отлова и убийства.
Согласно пояснительной записке чиновников Департамента, поводом для внесения изменений якобы послужило распоряжение Правительства Москвы от 31 декабря 2010г. № 2652-РП «О правовом обеспечении исполнения бюджета города Москвы». Однако, названным распоряжением Департаменту было предписано всего лишь привести Постановление №819-ПП в соответствие со статьей 3 Закона г. Москвы от 8 декабря 2010 г. N 53 "О бюджете города Москвы на 2011 год", то есть заменить в тексте ссылки на ликвидированные организации (ГУП «Служба отлова диких животных») ссылками на действующие структуры, выполняющие госзаказ в данной сфере (префектуры административных округов). Оснований для столь радикального изменения системы регулирования численности бездомных животных в Москве и возврату к устаревшей практике в тексте вышеназванного распоряжения нет.
К сожалению, идея тотального отлова всех животных с улиц Москвы, не смотря на постоянные предупреждения ученых о неэффективности и ненаучности такого подхода, не покидает чиновников Департамента ЖКХ и Б в течение долгих почти 10 лет. Попытки вернуться к столь желанной практике, сулящей постоянный поток бюджетных средств при неконтролируемом в стране разведении (ряды отловленных собак тут же пополняют новые выброшенные животные) совершаются с постоянной периодичностью и терпят крах только в силу поднимаемого общественного резонанса. Постоянная неудача, по всей видимости, заставила госчиновников изменить тактику, раз при Департаменте был создан специальный орган для взаимодействия с общественностью – Общественный Совет, совместно с которым, как предполагалось, будут приниматься дальнейшие решения.
На деле оказалось, что тандем носит более, чем призрачный характер, а вносимые общественностью поправки и требования не влияют на уже принятые Департаментом решения.
Так случилось и с выявленной неподготовленностью приютов к зиме, и с кардинально измененным текстом Постановления Правительства Москвы №819 –ПП от 01.10.2002 г., куда члены Совета попытались внести коррективы…
В подтверждение традиционного российского подхода делать все «без царя в голове», не озабочиваясь анализом проблемы и разработкой стратегий, госчиновники продолжают вести многолетнюю борьбу со следствием, выдвигая одну за одной абсурднейшие идеи. Казалось бы, только что жизнь доказала абсолютную утопичность проекта со строительством 17 мега-приютов, которые при российских темпах воспроизводства животных тут же превратились в конвейеры смерти (о чем общественность предупреждала Правительство Москвы с самого начала), и вот новая идея-фикс – отлов всех московских животных с последующим размещением в резервации на территории удаленной от Москвы области.
По мнению заместителя председателя Общественного Совета Леонида Ярмольника, идея вице-мэра запереть всех бездомных собак и кошек в один гигантский концлагерь безграмотна и не выдерживает никакой критики. Это же мнение поддержали члены Общественного Совета, включая актеров Андрея Макаревича, Евгения Миронова, депутатов Ивана Новицкого и депутата Гос думы Александра Хинштейна, главу ассоциации практикующих ветврачей России Сергея Середу и президента Центра защиты прав животных Ирину Новожилову.
Между тем, проблема бездомных животных во всем мире решается ведением жесткого государственного контроля за разведением животных, что осуществляется при помощи активной пропаганды стерилизации владельческих животных через СМИ и экономического рычага – введения налога на нестерилизованное животное. Налогообложение дифференцируется по следующей схеме. Освобождаются от налога или платят минимальную сумму граждане, помогающие стране в решении проблемы - приобретающие животных из приютов (с улиц) и стерилизующие своих питомцев. Не стерилизующие своих животных владельцы платят налоги как потенциальные заводчики. Большие налоги платят лица, занимающиеся разведением животных как бизнесом (лицензированные заводчики), поэтому количество заводчиков в Европе резко ограничено.
Согласно данным специалистов Института проблем экологии и эволюции им. Северцова, безвозвратный отлов животных с улиц Москвы на сегодняшний день может резко ухудшить эпидемиологическую обстановку в столице из-за увеличения подвижности и потока животных-мигрантов. Эта практика «неэффективна с точки зрения экономики, аморальна и неэтична по своей сути, и главное в силу ряда биологических закономерностей не может решить проблем, связанных с наличием бездомных собак в городе» (А.Д. Поярков «Почему система отлова собак малоэффективна», 2000 г.).
Рассмотрение предложений Департамента в Правительстве Москвы назначено на 01 марта 2011, А.Макаревич, Л.Ярмольник, Е.Миронов намерены, обратится к мэру Москвы с требованием не допустить принятия этого решения.
В настоящее время Общественным советом готовится концепция комплексного решения проблем бездомных животных.