Состязания "Нурлат-байга" были приурочены ко Дню Победы. Видеокассету с тех скачек в нашу редакцию принесли возмущенные очевидцы. Запись, задуманная, как память об интересном событии, неожиданно стала документом обвинения.
В скачке участвовали четырнадцать чистокровных английских скакунов. И вот на пленке видно, как кони мчатся во весь опор, подстегиваемые жокеями. Жокеи скачут без седел. Почти все они - мальчишки 10 -12 лет. Неопытность всадников* чувствуется с первого взгляда - лошадок даже не придерживают на поворотах. Финиш!
И вдруг три великолепных скакуна падают на землю - две каурые кобылки и вороной жеребец. Животные в мыле, еле дышат. Зеленую траву орошают алые капельки крови - от боли лошади прикусили языки. Вокруг павших скакунов столпились люди. Одни массируют им языки, другие обтирают разгоряченные крупы смоченными холодной водой лоскутами. Но все напрасно... Рядом с павшими еле-еле шагают выжившие скакуны. Какой-то хозяин-живодер изо всех сил хлещет шатающуюся лошадь кнутом. Быстрыми отточенными движениями еще живым скакунам вскрывают шейные вены, чтобы стекла кровь.
Байга - скачки без правил
Непосвященному трудно понять: а что же, собственно, произошло? Почему были выставлены нешуточные призы - вплоть до роскошных иномарок? Почему погибли кони? Для чего понадобилось их резать?
Начнем с того, что нурлатские состязания и в самом деле были уникальными в своем роде. Байга - это, если выражаться языком легкоатлетов, бег на длинные дистанции. В Нурлате лошади вышли на небывалую - в 25 км. Такого не случалось не только в Татарстане, но и в России. Самую длинную байговую дистанцию - 6 км - отечественные лошади бежали в 1980 году на XXIII Всесоюзных соревнованиях конников колхозов и совхозов.
Все дело в том, что байга не относится к видам состязаний, распространенных в России, она не практикуется с 50-х годов прошлого века. Байга, однако, традиционно популярна в странах с кочевническими традициями - например в Монголии, Казахстане. Администрация Нурлата и Минсельхозпрода РТ решили возродить байгу в нашей республике.
Затея, в общем, благая. И потому особенно жаль, что ее воплощение оказалось таким драматическим.
Конечно, исторически байга -скачки без правил. Лошадей на них загоняли десятками. Десятками гибли и всадники. Ведь выбраться из-под упавшего скакуна, когда вокруг стучат десятки других копыт, почти невозможно. И потому организация таких соревнований должна быть на очень высоком уровне.
По словам специалистов, подготовка лошади к участию в байге - процесс трудоемкий. Он занимает не менее 10 месяцев - за это время животное должно привыкнуть к аномальному физиологическому режиму, обезвоживанию организма. Лошади в Нурлате к этому готовы не были...
Кстати, Россия - член Международной федерации конного спорта (FЕI) и обязана применять ее правила на конных пробегах. Главный тезис этих правил - здоровье лошади превыше амбиций и денег.
Ошибка или преступление?
Бывалые коневоды до сих пор возмущаются случившимся в Нурлате.
- Во-первых, лошадям дали заведомо слишком большую дистанцию - 25 км по круговой дорожке - это очень много, - заявил нам судья первой категории по конному спорту Гусман Минлебаев. - Километраж явно брался с потолка - устроителям скачек так захотелось, и все тут. Во-вторых, для столь длинных пробегов используют лошадей только определенных пород - стайеров. Ими после длительных тренировок становятся скакуны арабской, ахалтекинской, кабардинской, донской и буденновской пород. Английские чистокровные скакуны считаются спринтерами. В-третьих, на подобных скачках состояние лошадей должны контролировать грамотные ветеринары. Коней периодически нужно останавливать и давать им двадцатиминутный отдых, чтобы сердце пришло в норму. Если сердечный ритм за это время не восстанавливается, животное снимают с дистанции. Ничего подобного в Нурлате сделано не было.
В Минсельхозпроде РТ комментировать ситуацию отказались, переадресовав корреспондента "ВЭ" к директору Казанского ипподрома Сергею Василенко.
Г-н Василенко ответил на вопросы более чем осторожно:
- В принципе, байга может проводиться и в том режиме, который был задан в Нурлате. Для хорошо натасканного скакуна дистанция 25 км - вполне нормальная нагрузка. Да и ветеринарный контроль на байге вовсе не обязателен. Нужно только, чтобы правил лошадью жокей-профессионал.
Иная точка зрения у доцента Казанской ветакадемии Анны Фроловой:
- Ошибка организаторов скачек, в первую очередь, в том, что они не обеспечили должного ветеринарного контроля за скакунами, - пояснила она. - Кроме того, для такой дистанции лошади действительно должны быть натасканы на совесть.
Но, похоже, правила соревнований по конному спорту, утвержденные Госкомитетом РФ по физкультуре и спорту, организаторы "Нурлат-Байги" не читали. Максимальная средняя скорость лошадей на любой(!) дистанции - 250 м/мин. То есть 25 км нурлатские мученики должны были пробежать не раньше, чем за 1 час 40 мин. Между тем многие скакуны пересекли финишную черту меньше чем через час с начала байги!
(Наша справка: Чистокровная английская верховая лошадь стоит от 8 до 37 тысяч долларов - в зависимости от экстерьера и заслуг. В Татарстане насчитывается около полутора сотен породистых лошадей, регулярно принимающих участие в различных соревнованиях.)
Ради того, чтобы провести самые крутые скачки, в Нурлате рисковали и жизнями самих наездников. Мальчишки мчались без седел, и их опыта было явно недостаточно, чтобы грамотно рассчитать тактику на такой длинной и сложной дистанции.
Слава Богу, обошлось без человеческих жертв. Но вот дорогостоящих породистых коней уже не вернуть. По словам опытных коневодов, шансы на выживание у загнанной на такой дистанции лошади ничтожны. Если она и выживет, то станет инвалидом. И поэтому в Нурлате перерезали горло павшим скакунам.
Но если это не жестокое обращение с животными (ст. 245 УК РФ) и халатность (ст. 293 УК РФ), то что это такое? По идее, за это кто-то должен нести ответственность. Но кто и какую?
Самое удивительное, что фирмы-хозяева погибших лошадей (НГДУ "ТатРИТЭКнефть" и СПК "Агрофирма "Надежда"") отреклись от своих питомцев. В ответ на все вопросы корреспондента "ВЭ" они заявили, что никаких коней на скачки не выставляли и убедительно просили в публикации обойти названия фирм стороной. Пришлось сказать, что в редакции имеется список лошадей-участников соревнований и их скакуны там значатся. Запечатлены они и в видеофильме. Тогда один из частных коневладельцев посоветовал мне "не копаться в этой грязи, это нарветесь..."
Злополучные нурлатский скачки - не единственные, закончившиеся гибелью лошадей. Во время Сабантуя на байге в Лаишево пало аж десять коней! Но это происшествие оказалось еще более незаметным для широкой публики...
Как мы узнали, федерация конного спорта никаких оргвыводов не сделала, и никто наказан не был.